Karting Profi
Karting Profi - профессиональный картинг в России
Меню
Картинг
Новости
Календарь
Фотогалерея
Результаты
Объявления
Магазин запчастей
Рейтинг-сайтов
Информация
Классы картов
Устройство карта
Заняться картингом
Картодромы
Статьи
Реклама

Всё о карте (Тодоров Михаил)

Как построить карт

Материалы первых занятий нашей заочной школы картингистов были уже в печати, когда в редакцию стали поступать письма читателей с просьбами проконсультировать по картингу. Нам приятно, что мы предугадали их, начав публикацию серии «Все о карте».

«Мы с товарищем — ваши постоянные читатели, — написал нам Леня Симачев из Москвы. — Решили построить карты, но находимся в затруднительном положении: где достать для них колеса; как согнуть трубы для рамы и где сварить их?»

А вот письмо из Коломны: «На станции юных техников при гороно организуется кружок картингистов. Большая к вам просьба оказать кружку помощь в изготовлении картов (мы имеем только книгу М. И. Ерецкого «Автомобиль-карт в школе»). Если есть возможность, то вышлите, пожалуйста, или опубликуйте чертежи машин. Руководитель кружка А. К. Калмыков».

Мы надеемся, что публикации «Все о карте» ответили на многие вопросы читателей. Сегодня мы дополнительно помещаем чертежи некоторых узлов карта.

Редакция планирует продолжить эту серию в будущем году — по темам, также подсказанным читателями.

ПЕРЕДНИЙ МОСТ (рис. 1Б, В) состоит из балки, двух проушин и поворотных узлов передних колес.

Поворотная цапфа состоит из оси и шкворневой втулки, выточенных на токарном станке. Ось подгоняют к втулке под углом 98° и приваривают.

Поворотный рычаг (рис. 1В) изгибают из листовой стали толщиной 1,5 мм таким образом, что в сечении он имеет П-образный профиль, после чего его припиливают к поворотной цапфе так, чтобы ось цапфы образовала с осью, проведенной через центр шкворневой втулки и середину поворотного рычага, угол 110°.

Хвостовики осей поворотных цапф имеют резьбу. На концы поворотных рычагов приваривают кольца рулевых шарниров. На токарном станке вытачивают опорные втулки (рис. 1Б), шкворень и ступицу. При этом отверстия опорных втулок делают меньше, чем диаметр шкворня.

В шкворне желательно высверлить канал для смазки, сделать поперечные отверстия для выхода смазки к опорным втулкам и нарезать резьбу для установки пресс-масленки.

Опорные бронзовые втулки запрессовывают в шкворневую втулку и обрабатывают под размер шкворня разверткой соответствующего диаметра. Их торцы припиливают под размер проушин балки переднего моста гак, чтобы при полной затяжке гайки шкворня поворотная цапфа легко вращалась на шкворне и не имела люфтов.

В гнезда ступицы (рис. 1А) устанавливают подшипники № 202 и 201, которые с внешних сторон закрыты сальниковыми шайбами. Ступица крепится на оси цапфы корончатой гайкой, стягивающей внутренние обоймы подшипников. Между ними устанавливается распорная втулка (на чертеже не показана), длина которой выбирается таким образом, чтобы при полной затяжке гайки цапфы ступица легко вращалась на подшипниках и не могла сместиться по их наружным обоймам.

КОЛЕСА. Диски колес состоят из двух половинок. Диски передних и задних колес изготавливают из листовой стали толщиной 1,5 мм на токарном стайке, выдавливая по шаблону с помощью ролика. Диски к ступицам крепят четырьмя болтами М6, головки которых прихватывают к ступице электросваркой.

После сварки левого и правого поворотных узлов переднего моста их с помощью шкворней соединяют с проушинамг. Последние припиливают к балке (рис. 1 Б) переднего моста так, чтобы угол развала передних колес был нулевым, при этом оси цапф будут расположены горизонтально, а шкворни наклонены внутрь машины на 8°. Кроме того, детали переднего моста перед сваркой надо установить так, чтобы углы наклона шкворней назад составили 12°.

Величина углов наклона шкворней и развала колес значительно влияет на устойчивость и управляемость карта, поэтому работы по их установке надо выполнять с высокой точностью.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Замкнутое рулевое колесо круглой формы изготовлено из тонкостенной трубы O16 мм. В середине колеса приварена деталь, имеющая форму трехлучевой звезды, изготовленная из листовой стали толщиной 2 мм. Центр колеса соединен с рулевой колонкой посредством сварки. В другом варианте к рулевой колонке приваривался фланец, а центр колеса соединялся с фланцем тремя болтами М6. Рулевая колонка (труба O16 мм с толщиной стенок не менее 2 мм) вращается в двух текстолитовых скользящих подшипниках, прикрепленных стальными накладками к раме карта.

Для предотвращения продольного смещения рулевой колонки на ней привариваются упорные кольца, расположенные под верхним и над нижним скользящими подшипниками. Необходимо беречь подшипники от перегрева при сварке.

К колонке приварена сошка с плечом 60-65 мм, состоящая из двух пластин. Место сварки отыскивают после того, как будут изготовлены поперечная и рулевая тяги (тонкостенные трубы O12 мм). Длину поперечной тяги надо подбирать во время ходовых испытаний машины по наиболее устойчивому ее поведению. Поэтому поперечную тягу надо делать регулируемой.

С этой целью к одному концу тяги приваривается П-образная проушина, а в другой вставляется стальная втулка с внутренней резьбой М10 и приваривается к нему. Во втулку вворачивается стержень длиной 40-50 мм с той же резьбой, на него навертывается контргайка, а к свободному концу приваривается другая проушина. В проушинах есть отверстия O8 мм для соединительных шарнирных болтов. На поперечной тяге расположен шарнир для соединения с рулевой тягой. Последняя состоит из трубки, проушины и шарнира.

На всех шарнирах рулевого механизма поставлены резиновые втулки. Они не имеют люфтов и хорошо работают при изменении углов в сочленениях.

Угол поворота управляемых колес должен быть не менее 30-35° в одну сторону. При этом зазор между вращающимися частями передних колес и рамой должен составить не менее 5 мм. Все соединения собираются с применением корончатых гаек и шплинтуются.

ЗАДНИЙ МОСТ (см. вкладку). Выполнен с открытой осью. Такая конструкции обеспечивает достаточную эластичность рамы и хорошую приспособляемость карта к дороге.

Задняя ось изготовлена из стали 18ХНВА без термообработки. Хвостовики оси имеют посадочные шейки для двухрядных подшипников № 1204, продольные шпоночные канавки для установки шпонок и резьбу М12 на концах.

Ступицы заднего моста вытачивают такими, чтобы они по длине и посадочному коническому отверстию устанавливались на конические хвостовики задней оси и могли быть натянуты на конус гайками оси. Ступицы должны обеспечивать крепление к ним дисков задних колес. Кроме того, на правую ступицу на болтах ставится сменная ведомая цепная звездочка, а к левой приваривается (или приклепывается) тормозной барабан от мотороллера ВП-150.

Цепная звездочка изготовлена из дюралюминия без последующей термообработки. Количество ее зубцов зависит от диаметра задних колес, от количества зубцов ведущей звездочки на двигателе, от мощности двигателя и ряда других факторов. В качестве исходной для подбора можно рекомендовать звездочку на 36 зубцов.

Ось вращается на трех подшипниках, установленных в подшипниковых опорах. Они зажимают подшипник по наружным обоймам. Каждая опора состоит из двух половинок, которые можно изготовить выдавливанием на прессе из листа стали 3, толщиной 1,5 мм или выточить на токарном станке. Каждая подшипниковая опора крепится к раме двумя болтами М8. Тормозной диск фиксируется относительно рамы теми же болтами, что и левая подшипниковая опора. На тормозном диске собирается стандартный колодочный тормоз мотоциклетного типа (например, от мотоцикла К-175 или от мотороллера ВП-150). Источник: kartingprofi.ru

РАМА (см. № 10) делается из тонкостенных бесшовных стальных труб. Лучшими для рамы являются трубы марки 30ХГСА. Вместо них можно применять цельнотянутые трубы из стали 20Х или стали 20, но прочность конструкции при тех же параметрах труб будет ниже. Нельзя применять водопроводные трубы и трубы с продольным швом.

Сборка рамы производится следующим образом: на ровном полу в мастерской мелом размечают колею и базу карта. По разметке устанавливают передний и задний мосты. (При этом к подшипниковым опорам заднего моста уже привернуты кронштейны для крепления моста к раме.) Сваркой прихватывают заранее изогнутые лонжероны к переднему мосту, тщательно выверяют базу (слева и справа) и прихватывают к лонжеронам кронштейны крепления заднего моста. После проверки правильности установки мостов соединения приваривают окончательно. По месту подгоняют остальные элементы рамы и после проверки также приваривают.

СИДЕНЬЕ изготовлено из листа алюминия толщиной 1,5 мм, который обрезается по каркасу жесткости и крепится к нему винтами в пяти точках. Каркас жесткости представляет собой трубку O12 мм, образующую контур сиденья. К алюминиевому листу приклеивается лист поролона толщиной 20 мм, который сверху оклеивается дерматином. Для этого применяется клей 88.

Еще лучше, если есть возможность изготовить так называемое анатомическое сиденье из стеклопластика на основе эпоксидных смол. Сиденье выклеивается по предварительно сделанной из гипса или глины форме (рама на рисунке в № 10 рассчитана на такое сиденье).

Бензобак емкостью 2 л сварен из листового железа толщиной 1 мм. По поверхности сопряжения с сиденьем он повторяет форму спинки. В крышке бензобака необходимо сделать дренажное отверстие, а внизу установить краник мотоциклетного типа. Топливо из бака подается к карбюратору самотеком. В настоящее время для подачи топлива используются бензонасосы лодочных моторов, позволяющие располагать бак ниже карбюратора. Однако использование насоса несколько усложняет конструкцию карта.

РЫЧАГИ ПЕДАЛЕЙ сделаны из трубок O10 мм. На их концах приварены площадки. Высота педалей — 180 мм. Приводы от педалей осуществляются гибкими тросами мотоциклетного типа, снабженными устройствами регулировки длины.

Рычаг переключения коробки передач расположен в наиболее удобном месте, под рулем. Рычаг соединен с двигателем жесткой тягой, изготовленной из трубы O10 мм.

ДВИГАТЕЛЬ. Наиболее подходящим для карта этого класса является двигатель от мотоцикла «Ява-50» с рабочим объемом 49,8 см3. Двигатель хорошо вписывается в конструкцию карта, имеет низко расположенный горизонтальный цилиндр, трехступенчатую коробку передач и пусковой механизм, что выгодно отличает его от двигателей других типов. Если такого двигателя у вас нет, на карте можно применять любой двигатель с рабочим объемом до 50 см3, например Ш-51 от мопеда «Рига-3», или «Стадион-С-22». Однако эти двигатели придется заводить с ходу или делать сложное пусковое устройство. В крайнем случае для учебных целей можно использовать двигатель Д-5 от мотовелосипеда. При постройке карта надо помнить, что для различных двигателей потребуются различные конструкции их крепления. На рисунке 2 показаны задняя опора двигателя (для «Явы-50») и устройство натяжения цепи.

акрепленный в кронштейнах 2 двигатель можно смещать вперед вращением болта, упирающегося в косынку 4. При этом регулируется нормальное натяжение цепи. Плита 3 после регулировки фиксируется болтами на неподвижной плите, приваренной к раме.

Передняя опора двигателя изготавливается и подгоняется к раме по месту.

Всё о карте (Тодоров Михаил)
ОБЩИЙ ВИД: 1 — бензобак, 2 — краник бензобака, 3 — задняя ось, 4 — ведомая звездочка, 5 — рычаг кикстартера, 6 — верхний кронштейн крепления двигателя, 7 — выхлопная труба, 8 — нижняя точка крепления двигателя, 9 — тяга переключателя передач, 10 — педаль подачи газа, 11 — педаль тормоза, 12 — педаль сцепления, 13 — рулевой вал, 14 — малая рулевая тяга, 15 — поперечная рулевая тяга, 16 — поворотный рычаг, 17 — трос дроссельного золотника, 18 — воздухозаборник карбюратора, 19 — рулевое колесо, 20 — конструкция каркаса ограждения переднего колеса для езды по льду на шипах.

Всё о карте (Тодоров Михаил)
ЗАДНЯЯ ОСЬ В СБОРЕ: 1 — ступица, 2 — рычаг тормоза, 3 — тормозной барабан, 4 — опорный диск тормоза. 5 — обойма шарикоподшипника № 204, 6 — задняя ось, 7 — распорная втулка, 8 — ступица колеса, 9 — обоймы подшипников № 204, 10 — ведомая звездочка.

Всё о карте (Тодоров Михаил)

Всё о карте (Тодоров Михаил)
Рис. 2. Задняя опора двигателя: 1 — стойка, 2 — кронштейн, 3 — плита, 4 — косынка, 5 — натяжной болт.

Источник: "Моделист-Конструктор" 1973, №10, 11, 12
Scan: Владимир Петрушенко


Назад
В начало
Авторизация
Вы: Гость
Логин:
Пароль:
Регистрация
Свежие новости
Последняя галерея
Последние результаты
Партнёры
Гоночная команда NIKITA Racing team
Ремонт КПП Краснодар от профессионалов!
Счётчики
Рейтинг@Mail.ru
KartingProfi - профессиональный картинг в России
Всё о карте (Тодоров Михаил). KartingProfi - профессиональный картинг в России Разработка и поддержка сaйтa Karting Profi (Профессиональный картинг в России) - KARTING PROFI Media Group, 2001-2017. Большая часть материалов является собственностью автора. Сaйт расположен на площадке ValueHost. Контакты администратора и владельца сайта.